Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Рекомендации по постановке света при портретной фотосъёмке

Как известно, свет является основой фотографии, поэтому при съёмке портретов, важно, не только понимать, как работает свет, но и уметь им манипулировать, создавая нужное настроение в кадре. Не вдаваясь в подробности физики, в этом уроке я постараюсь дать вам некоторые подсказки и советы о том, как можно наиболее эффективно работать со светом при портретной фотосъёмке.

Чего вы хотите достичь?

Первым делом нужно уяснить для себя, какой именно снимок вы хотите получить, какая цель съёмки. Это достаточно важный вопрос, и решить его нужно до начала съёмочного процесса, дабы знать заранее, какие методы и техники съёмки вам необходимо будет использовать, чтобы в итоге получить желаемый кадр. Попробуйте подобрать несколько чужих снимков, которым вы бы хотели подражать, и уделите немного времени на изучение того, как освещены люди на этих изображениях.

Использовалось ли естественное освещение или студийный свет, насколько сильно освещен объект съёмки и под какими углами? Это очень здорово помогает оценить и понять, что именно будет необходимо вам для вашей собственной работы. А это в свою очередь, даст вам гораздо больше шансов получить желаемый результат.
 

 

Естественный свет

Использование естественного освещения может быть очень хорошим вариантом, если вам нужно получить нежные, утончённые и естественные на вид портреты. Одной из моих любимых схем освещения при портретной фотосъёмке является та, при которой модель расположена у окна, а в качестве основного и единственного источника освещения используется проникающий в комнату свет с улицы. Количество света можно контролировать с помощью жалюзи или шторы, а также меняя угол наклона и близость расположения объекта по отношению к окну.

При работе на открытом воздухе, следует крайне внимательно отнестись к выбору времени суток для съёмки. Избегайте периодов, когда солнце находится высоко в небе, так как достаточно трудно работать при таком ярком направленном освещении. Выбирайте для съёмки утренние и вечерние часы, когда свет от солнца более мягкий и не такой резкий, как в полдень. Это не только облегчит вам работу, но и  позволит избежать сильных контрастов, глубоких теней и  потери деталей в лучах яркого света.

Работая с естественным освещением, достаточно полезной вещью может оказаться отражатель. С его помощью вы сможете перенаправить некоторую часть света на лицо вашей модели, подчёркивая её ключевые черты, и при этом, не ослепляя и не заставляя её смотреть прямо на солнце.
 

 

Студийный свет

Съёмка в условиях студийного освещения имеет свои особенности, но в ней нет ничего сложного. Хотя для многих фотографов, которые работают только с естественным освещением, перспектива перейти в студию и начать пользоваться различными осветительными установками, может показаться достаточно пугающей.

 Искусственное освещение имеет много достоинств, поэтому было бы глупо не уделить ему время и не ознакомиться со всеми его тонкостями.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он падает на объект вашей съёмки. Это открывает целый мир творческих возможностей, которые просто не доступны при использовании естественного освещения.

Возможно, вам стоит начать с одного источника света и поэкспериментировать с его размещением по отношению к вашей модели, анализируя, как эти перемещения влияют на ваши снимки. Уверен, что у вас получатся довольно хорошие кадры, по крайней мере, не хуже, чем те, которые получались при естественном освещении, так как единый источник света в студии это почти тоже, что солнце на улице. Но в данном случае у вас есть больше контроля над светом, и это дает вам больше шансов для достижения желаемого результата.
 

 

Угол света

При студийной съёмке, пользуясь даже одним источником освещения, вы можете активно управлять углом и количеством света, направленного на объект съёмки. Вы увидите, что даже самые небольшие изменения будут оказывать существенное влияние на конечный результат, поэтому не стоит делать резких изменений угла, просто экспериментируйте: сделайте несколько кадров, настройте свет, снова фотографируйте и т. д.
 

 

Несколько источников света

Как только вы почувствуете, что уже достаточно легко справляетесь с одним источником света в студии, приступайте к освоению более сложных световых схем с использованием двух или более источников света. В этом случае у вас появляется намного больше возможностей, и хотя существуют стандартные схемы освещения, расположение осветительных приборов в большей степени зависит от вашего воображения и от, того, какие цели вы преследуете.
 

 

Тени

Главная задача фотографа-портретиста это передать при помощи светотеневого рисунка основные черты, характер и настроение человека в рамках одного кадра, что, в свою очередь, требует немало навыков и, возможно, даже чуточку удачи. Всегда следует стремиться скрыть недостатки и подчеркнуть характерные черты лица, то есть представить человека в выигрышном свете.

Проследите, чтобы в кадре не было слишком много света. На портрете обязательно должны присутствовать различные тени, продиктованные особенностями лица, а при переизбытке освещения, они вполне могут исчезнуть, и вы потеряете тот естественный живой интерес и глубину снимка.
 

 

 Хорошие тени и плохие тени

При использовании мощных источников света на стенах и потолках могут появиться отбрасываемые тени. Это не обязательно плохо, например, используя их намеренно, можно привнести в кадр угрюмое и мрачное настроение, добавить мистики или драматизма. Однако, если вы не преследуете подобных целей, то присутствие таких теней на снимке будет весьма нежелательно. Поэтому в процессе съёмки не забывайте следить за всеми отбрасываемыми тенями и исключайте их появление в кадре или выгодно их используйте для достижения поставленных целей.
 

 

Ракурсы съёмки

Меняя углы освещения, не забывайте, что можно менять и ракурсы съёмки. Ваша модель будет выглядеть совершенно по-разному, в зависимости от того, с какого ракурса ведется съёмка — сверху, снизу, сбоку или над головой.  Чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной съёмки, не бойтесь побродить вокруг модели, снимая её с разных сторон.

Точка и угол съёмки могут оказать решающее влияние на конечный результат. Экспериментируя с ними, вы  не только внесете разнообразие в ваши снимки, но и сам процесс съёмки станет намного увлекательнее для вас и для ваших клиентов.
 

 

Зрительный контакт

Зрительный контакт изображенного на снимке человека с аудиторией – это одно из золотых правил портретной фотографии. Для того, чтобы снимок притягивал взгляд зрителя, на портрете должны быть видны глаза портретируемого. И совсем не обязательно, чтобы модель смотрела прямо в камеру, ведь при использовании студийного света, а, следовательно, и различных теней, тонов и углов, можно передать нужное настроение даже без прямого взгляда. Конечно же существует  множество прекрасных портретов, на которых вообще не видно глаз человека, но это скорее исключение из правил.
 

 
Попробуйте сами!

Ну, а теперь ваша очередь! Надеюсь, что мои советы дали вам представление о том, насколько простыми и в то же время эффективными могут быть различные техники применения освещения при портретной фотосъёмке. Чтобы придать немного уверенности своим действиям, снимите на пару часов студию, возьмите с собой друга в качестве модели и попробуйте различные варианты освещения, с использованием имеющейся там светотехники.

Это позволит вам применить на практике все вышеизложенные советы и проанализировать результаты вашей работы, а также даст вам возможность определиться, с каким осветительным оборудованием вам предпочтительнее работать.
 

 

Автор Simon Bray

 

Похожие записи
Рекомендации по постановке света при портретной фотосъёмке: один комментарий
  1. malan

    думаю былобы интересно расмотреть какой он бывает этот свет (т.е саму аппаратуру) . основы страбизма — как пользоваться вспышками и для чего на них фунция «пилот»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *