Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Свет в фотографии | Портретная фотография

Свет в фотографии играет огромную роль, которую довольно сложно переоценить. В зависимости от того, как будут расположены световые приборы, из фотографируемой персоны можно сделать или ангела или исчадие ада из преисподней. Макияж при этом может лишь подчеркнуть наиболее выразительные черты человека. Существует несколько стандартных схем расстановки осветительных приборов в условиях студии. Благодаря этим схемам вы можете добиться отличного результата. Портреты, снятые вами будут иметь идеальное качество.

Прежде всего, если вы планируете профессионально заниматься фотосъемкой, то оборудование должно быть первым приобретением после самого фотоаппарата. Минимум 2 прожектора, 2 софтбокса и пару отражателей. Этот «джентльменский набор» даст вам возможность играться с освещением, добавляя в конечный снимок драматизм, романтику, задумчивость и прочие ощущения.

Чтобы ваши снимки напоминали красивую глянцевую обложку вам нужно запомнить следующее расположение осветительных приборов. Один прожектор должен находится справа от модели. Мягкий софтбокс при этом должен стоять с другого бока. Он будет сглаживать резкие тени, отбрасываемые прожектором, который формирует основное освещение в фотографии. Подсветка фона также имеет огромное значение. Часто можно обойтись и без нее, но в таких случаях как фото сессия в стиле «высокий ключ» без яркого заполняющего белого фона обойтись не удастся.

 

Очень важно подсветить прическу модели. Чтобы волосы приобрели объем и выглядели действительно шелковистыми. Нужно направить яркий узкий луч сверху прямо на голову представителя человечества.

Интересных результатов можно добиться даже когда световой поток будет исходить исключительно от одного источника, расположенного позади снимаемой фигуры. Тут будет достаточно единственного отражателя, который осветит лицо фотографируемого человека. Таким образом вы создадите достаточно романтичный эффект и сделаете вокруг снимаемого человека светящийся ореол.

Помните о том, что фронтальная вспышка, направленная строго в лицо хоть и освещает человека, но она полностью лишает изображение объема. Ей есть смысл пользоваться только в яркую солнечную погоду, чтобы убрать резкие тени от солнца.

Ежели вы планируете проводить модельную съемку на природе, обязательно возьмите с собой минимум три вспышки. Этого количества будет достаточно, чтобы создать объемный эффект в кадре при любых погодных условиях. Их необходимо поставить с двух сторон от модели, а одну закрепить на фотоаппарате и направить вверх.

Необходимость использования дополнительного источника освещения в условиях фотографирования на открытой местности обусловлено тем, что в противном случае в слишком солнечный день кожа снимаемого человека приобретет некоторый зеленоватый оттенок. Вспышка нужна, чтобы устранить этот оттенок и придать человеку естественный цвет.

Основным критерием получения высокохудожественных портретных снимков является умелое сочетание разных источников освещения. Благодаря многолетнему опыту фотографов-портретистов были созданы наиболее выразительные варианты освещения в портрете. Была определена роль каждого источника освещения и каждому из них дано свое название. Ниже описаны пять вариантов.

Виды освещения в портретной фотографии

Рисующий свет является основным видом в портретном фото. Это верхнебоковой световой поток, образующий главный светотеневой рисунок портрета. Его назначение состоит в том, что бы выделить характерные крупные черты лица и при этом приглушить и смягчить мелкие морщины и дефекты кожи. Поэтому такоей вид освещения не должен быть очень жестким, он должен содержать рассеянную часть. Оптимальный диаметр светильника 200-500 мм. Для увеличения эффекта рассеивания очень часто одевают специальные рассеиватели. Для светильника такого вида освещения вполне достаточны лампы мощностью в 150 – 300 Вт. В работе этот светильник многократно передвигают, поэтому лучше, чтобы он был легким и в напольном варианте передвигался на роликах.

Моделирующий свет служит для выделения некоторых участков в портрете, которые фотографу нужно подчеркнуть. Такой вид освещения должен падать только на небольшой участок, не нарушая общего светотеневого рисунка, построенного рисующим и заполняющим светом. Поэтому необходимо, чтобы светильник давал узкий направленный световой пучок небольшой мощности. Лучше всего, что бы угол светового пучка составлял 10-30 градусов при лампе мощностью 60-100 Вт.

Источник заполняющего или выравнивающего света высвечивают слишком глубокие тени. Такой вид освещения не должен давать теней. Двойная тень наиболее частая ошибка начинающего фотографа. В этом случае мощность светильника должна быть значительно меньше мощности источника рисующего света.

Контровый или контурный свет служит подсветкой модели сзади для подчеркивания ее контура. Светильник такого вида освещения устанавливают позади модели внизу и направляют в сторону фотоаппарата. Основное правило при использовании контурного освещения состоит в том, что бы прямой световой пучок светильника не попадал в объектив. В связи с этим  угол действия света должен быть небольшим. Предпочтительны светильники с  поворотными шторками, позволяющими закрыть часть светового потока и высветить только контур модели. Благодаря контурному освещению удается отделить фигуру от фона, создать между ними пространство. Для такого источника освещения предпочтительна лампа мощностью всего 60 – 100 Вт.

Фоновый свет предназначен для балансировки соотношения яркостей фона и модели. С его помощью удаляют тень, создаваемую на плоскости фона светильником рисующего освещения. Такой вид освещения не должен создавать резко очерченного круга, свет должен быть широким и мягким. Фоновый светильник чаще всего устанавливают позади модели на полу и направляют под небольшим углом вверх. Мощность лампы рекомендуется 60 – 100 Вт.

 

Очень большое количество источников освещения усложняет управление и настройку вашей сцены, тратя на это огромное количество времени. Не нужно использовать большое количество осветительных приборов, два – три, максимум четыре будет вполне и вполне достаточно. Следует так же запомнить, что малый источник освещения дает контрастные резкие тени. Наоборот, большой источник освещения дает мягкие очень нечеткие тени.

Начинающим фотографам рекомендуется начинать работать и экспериментировать с одним источником освещения. Причина неудач многих начинающих фотографов как раз заключается в том, что они пытаются использовать как можно больше разных источников.  При очень глубоких тенях  их смягчают заполняющим светом или с помощью белого отражателя. Только научившись хорошо владеть этими двумя видами портретного освещения, можно дополнять светотеневой рисунок фоновым, моделирующим и контровым светом.

Один важный момент который вы должны сейчас понять. Даже если вы идеально будете знать все схемы расположения осветительных приборов и знать все виды освещения без практики это лишь 10% вашего успеха. Лишь долгие и упорные часы дни, месяцы, годы, практики помогут добиться шикарных результатов.

Похожий по теме урок: Главные составляющие отличного снимка

Похожие записи
Свет в фотографии | Портретная фотография: один комментарий
  1. Маш

    Хотелось бы побольше узнать про освещение..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *