Выбор фотообъектива: где, когда и как используется каждый объектив
В современном рынке фотооборудования существует громаднейший выбор объективов для цифровых зеркальных фотокамер: от широкоугольного «рыбьего глаза» с углом обзора в 180° до длиннофокусного супертелеобъектива с расстоянием 800 мм. Есть фиксы и полуфиксы, телевики и макрообъективы, тилт-шифт и зумы. Все эти объективы различаются между собой не только ценой и качеством, но и типом, а, соответственно, и назначением. А учитывая тот факт, что многие фотографы имеют свой собственный «стиль» съёмки, остановить свой выбор на каком-то конкретном объективе бывает достаточно сложно! «Так какой же объектив мне выбрать?» или «Как выбрать объектив?»– возможно, спросите вы. На самом деле, нет единственно правильного ответа на этот непростой вопрос, и чтобы хорошенько во всем разобраться, советую, прежде всего, решить для себя несколько моментов.
Определитесь
Во-первых, подумайте и чётко определитесь, что именно вы будете фотографировать. Это может быть съёмка диких животных, птиц, спортивных событий, портретов, предметов, пейзажей, архитектурных зданий и т.д. Во-вторых, решите, какую сумму вы готовы потратить. Стоимость фотообъектива зависит, как правило, от нескольких факторов. Более дешёвые — это модели с переменной диафрагмой, то есть при использовании зума на приближение, такой объектив будет пропускать меньшее количество света за счёт увеличения диафрагменного числа. Несколько дороже стоят объективы с фиксированной диафрагмой. Обнадёживает то, что на сегодняшний день большинство лидирующих производителей фотокамер и объективов, желая угодить как можно большему числу пользователей, предлагают невероятно широкий ассортимент самых разнообразных фокусных расстояний.
Определившись с первыми двумя пунктами, можно перейти к рассмотрению и других, более сложных, критериев выбора фотообъектива. Давая советы по этому вопросу, я стараюсь, не навязывая своего собственного мнения, научить любого начинающего фотографа принимать самостоятельные решения. Итак, предлагаю вам рассмотреть несколько основных типов объективов, и разобраться в том, где, когда и как использовать тот или иной объектив.
Широкоугольный объектив
Давайте начнем с широкоугольных объективов. Что касается меня, то в то время, когда я только делал свои первые шаги в качестве профессионального фотографа, широкоугольный объектив вообще отсутствовал в моем снаряжении. Так как, моя карьера начиналась со съёмок спортивных событий, то мне в основном приходилось работать с фокусными расстояниями длиннее, чем 70-200 мм, и поэтому пользовался только 400- или 600-миллиметровыми объективами. Потом я попробовал снимать пейзажи, и этот вид съёмки настолько меня увлек что сразу же превратился в мое хобби, вот тогда-то я и открыл для себя все прелести широкоугольной съёмки. При правильном использовании оптики с широкими углами обзора можно получить довольно необычные и интересные с профессиональной точки зрения снимки. Мои любимые объективы для съёмки пейзажей, как правило, находятся в диапазоне 14 мм f/2.8, 16-35 мм f/2.8 и 24мм f/1.4.
Широкоугольный объектив следует использовать только при наличии достаточно крупного объекта на переднем плане. Главными ошибками начинающих фотографов при работе с широкоугольной техникой являются: недостаточное приближение к снимаемому объекту, неинтересный передний план и попытка охватить очень большой радиус обзора.
Так как широкоугольники способны визуально увеличивать объём маленьких площадей, они просто незаменимы при необходимости вести съёмку в небольших замкнутых пространствах: в автомобилях, тесных помещениях, пещерах и др. Широкоугольная оптика имеет неограниченный потенциал и может внести радикальные изменения в фотографию, главное — научиться грамотно ею пользоваться.
Стандартный зум объектив
Стандартные зум объективы имеют фокусное расстояние в промежутке от 35 до 85 мм. Это объективы с переменным фокусным расстоянием, которые способны охватывать среднеширокие углы обзора (как правило, от 24 до 35 мм) и при этом уменьшать фокусное расстояние телеобъектива от 70 до 105 мм. Стандартные зумы великолепно подходят для «прогулочной» фотосъёмки. Они очень популярны благодаря своей универсальности, ведь их можно использовать и в качестве широкоугольника при пейзажной работе, и как телеобъектив при съёмке портретов.
Стандартные зумы, как правило, входят в состав многих китовых зеркальных фотокамер. Самыми популярными из них являются зумы со следующими фокусными расстояниями: 18-55 мм, 18-135 мм, 24-70 мм, 24-105 мм и др. Среди стандартных объективов, кроме зумов, существуют также объективы, которые имеют постоянное фокусное расстояние — фиксы.
Во времена старой доброй фотоплёнки все в основном пользовались стандартными 50-миллимитровыми объективами. И я, будучи студентом, начинал именно с «полтинника». В наши же дни большинство людей считает, что с зумом у них есть больше возможностей, так как с фиксом приходится дольше возиться, обдумывая композицию и ракурс съёмки. Но чтобы там не говорили другие, именно вы решаете, что вам выбрать: фикс или зум.
Телеобъектив
Часто общаясь с начинающими фотографами, я неоднократно замечал, что, когда перед ними встает вопрос о покупке нового объектива, большинство отдает свое предпочтение именно телеобъективу. Как правило, «телевики» выпускаются с двумя диапазонами фокусного расстояния: 70-200 мм или 70-300 мм. Ничего плохого об этом объективе я не могу сказать. Он — превосходен, но только при условии, что вы умеете им грамотно пользоваться. «Если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы находились слишком далеко»,— говорил известный военный фотограф Роберт Капа. До появления телеобъективов многие объекты оставались недоступными для съёмки по причине большого расстояния и отсутствия возможности подобраться к ним поближе, оставаясь незамеченным. Приближая фокусное расстояние телеобъектива вы делаете редкие и невероятно красивые снимки дикой природы, зверей и птиц. Многие считают, что он весьма удобен и для съёмки портретов, но помните, что сказал легендарный Капа: «Очень легко поддаться лени и позволить объективу сделать всю работу за вас».
Телеобъективы, сжимая расстояние и зрительно приближая объекты, являются полной противоположностью широкоугольникам, которые искажают перспективу и визуально увеличивают дистанцию. Они тоже могут быть весьма полезны для съемки пейзажа, например, если вам нужно, чтобы луна или солнце казались больше других объектов, находящихся в кадре. «Телевики» незаменимы в тех ситуациях, когда у фотографа нет никакой возможности приблизиться к объекту и оказаться в гуще событий, поэтому они просто идеально подходят для съёмки спортивных событий.
Но, тем не менее, и при спортивной фотосъёмке существуют некоторые нюансы. Так, чтобы зафиксировать объект в движении и при этом не потерять чёткости изображения, съёмка должна вестись на более коротких выдержках. Как правило, чем короче выдержка, тем большим будет значение диафрагмы. Если спортивные мероприятия являются вашей основной темой съёмки, то я советую остановить свой выбор на телеобъективе с фокусным расстоянием 70-200 мм и диафрагмой f/2.8. Но, если вы желаете фотографировать, как самый настоящий профи, то вам больше подойдут телеобъективы с ещё большим фокусным расстоянием: 300 мм f/ 4, 300 мм f/2.8 или 400 мм f/2.8. Они смогут максимально приблизить вас к объекту съёмки, но при этом не забывайте, что нужно выставлять как можно короче выдержку (1/500-1/1000 сек), иначе в результате изображения могут получиться сильно смазанными и нечёткими. Работая с такими длиннофокусными телеобъективами, бывает довольно сложно отслеживать направления движущегося объекта, мой вам совет: не старайтесь снять его в движении, параллельном вашей камере, а пытайтесь ловить моменты, когда объект идет прямо на вас.
Выводы
Кроме перечисленных выше, стандартных объективов, в продаже имеется и много другой специальной оптики. Вы любите фотографировать миниатюрные предметы? Тогда макро-объектив вам просто необходим! Вас увлекает архитектура? В таком случае, объектив с коррекцией перспективы или тилт-шифт станут для вас отличным выбором! Как видите, каждый объектив имеет свою сферу применения, поэтому, выбирая, в основном ориентируйтесь и на его прямое назначение. И не забывайте, что фотообъектив – это всего лишь очередной апгрэйд для вашей камеры, и только вам, как фотографу, решать, как именно с ним работать.
Автор Rick Berk. Перевод текста Валентина «Busyteacher»