8 советов по съёмке на длинных выдержках
Съёмка на длинных выдержках открывает неограниченные творческие просторы для любого фотографа. Её используют не только в условиях недостаточной освещённости, но и чтобы передать или устранить динамику в кадре, а также для создания некоторых художественных приёмов или эффектов.
В последнее время съёмка на длинных выдержках стала особенно популярной, эта тема широко освещается на страницах журналов по пейзажной фотографии и бурно обсуждается на всевозможных фото сайтах.
В связи с такой тенденцией особую популярность завоевали светофильтры нейтральной плотности (ND-фильтры) на 10 стопов. Однако, съёмка с использованием фильтров такой высокой плотности приводит к появлению множества проблем, которые вы, возможно, раньше даже и не рассматривали. В этой статье я хочу поделиться несколькими полезными советами и опытом, приобретенными мною в ходе изучения темы съёмки на длинных выдержках с применением светофильтров нейтральной плотности.
Сначала небольшое вступление…
Светофильтр нейтральной плотности называется именно так, потому что он и есть нейтральный, то есть, уменьшая количество света, которое поступает на матрицу, он меняет интенсивность всех цветов в равной степени, не меняя при этом оттенка цветопередачи полученного изображения. Основной характеристикой ND-светофильтра является количество ступеней или “стопов”, на которое он способен понизить освещение. Каждый «стоп» фильтра уменьшает количество света, попадающего в камеру в 2 раза, а именно:
- 1 стоп = = 2 = ND2
- 2 стопа = = 2 х 2 = 4 = ND4
- 3 стопа = = 2 х 2 х 2 = 8 = ND8
- 4 стопа = = 2 х 2 х 2 х 2 = 16 = ND16
- 10 стопов = = 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 = 1024 = ND1024
Светофильтр на 2 стопа (часто обозначается как ND4) является одним из самых распространённых нейтральных фильтров, он уменьшает количество света, попадающего на матрицу, в 4 раза. Фильтр на 3 стопа (ND8) − в 8 раз и так далее, при 10 стопах свет понижается до коэффициента 1024,а это означает, что затвор должен быть открыт почти в 1000 раз дольше, чем без фильтра.
Для длинных экспозиций основным требованием является замедление скорости затвора, что позволяет захватывать движение облаков, воды и т.д. Но здесь есть один нюанс. Чем медленнее скорость затвора, тем больше света попадает на матрицу, а это может привести к передержке. Применение ND-фильтра позволяет использовать гораздо большую выдержку и при этом блокировать избыток света. Но и здесь есть нюансы. В результате огромного сокращения количества света при использовании светофильтров высокой плотности, вам необходимо будет адаптировать ваш процесс съёмки к преодолению проблем уже совсем другого плана.
Озеро DerwentWater, Озёрный край, Великобритания (ISO100, f/16, 67 s)
Перейдем к советам…
Совет 1: Наличие штатива считается базовым требованием для многих фотографов-пейзажистов, но при съёмке с 10-стопным фильтром, прочный и устойчивый штатив – это не только первый шаг к получению отличного снимка, но и обязательное условие съёмки. Выдержка может растянуться более чем на пару минут, поэтому очень важно, чтобы на протяжении всей съёмки камера оставалась неподвижной. Для этого нужно, во-первых, со всей ответственностью подойти к выбору самого штатива, а во-вторых, как можно устойчивее установить его на ровной твёрдой земле. Не выдвигайте центральную штангу и закрепив ремень так, чтобы он не болтался на ветру. Любое, даже самое малейшее движение способно испортить кадр.
Довольно часто можно встретить рекомендации некоторых фотографов повесить на нижний крючок штатива сумку от камеры в качестве баланса, однако я думаю, что во время ветреной погоды сумка придаст большей парусности и приведет к ещё большей неустойчивости. Чтобы добавить лишний вес без значительного увеличения площади поверхности, лично я использую большой пакет с сырым рисом, который равномерно размещаю на верхней панели камеры.
Совет 2: Из-за того, что фильтр имеет невероятно высокую плотность, даже при условиях действительно яркого освещения, все равно будет недостаточно света, чтобы воспользоваться функцией автофокуса. Поэтому, я рекомендую, сначала составить композицию и настроить фокус без использования фильтра, переключив при этом фотокамеру на режим ручной фокусировки, а уже потом осторожно прикрепить фильтр.
Так объектив вашей камеры уже будет сфокусирован на объекте, а вам остается только нажимать на кнопку спуска затвора.
Совет 3: Чтобы обеспечить точное измерение освещения при автоматическом режиме и предотвратить случайное попадание постороннего света во время экспозиции, проследите за тем, чтобы затвор видоискателя был закрыт. Это очень важно. Я сам не раз получал испорченные кадры, так как оставлял видоискатель открытым. Поэтому не рискуйте и прежде чем сделать снимок, лишний раз проверьте, закрыли ли вы видоискатель или нет.
Совет 4: Для выдержки более 60 секунд, лучше всего воспользоваться режимом камеры «BULB». Переход на полностью ручной режим “B” позволяет удерживать затвор открытым в течение заданного периода времени, то есть так долго, как вам это нужно.
- Чтобы заблокировать кнопку спуска в нажатом положении и избежать “шевелёнки”, вам понадобится спусковой тросик либо инфракрасный или проводной пульт дистанционного спуска затвора. Хорошо было бы закрепить провод с помощью нескольких липучек к штативу, чтобы предотвратить его болтание на ветру.
- Также вам нужно уметь быстро рассчитать время, на которое следует оставить затвор открытым. Как правило, такие расчёты не требуют особых математических способностей (например, если без фильтра выдержка равна 1/4с, то с фильтром ND1024 имеем SX 0,25 1000 = 250с, 250с:60с 4 минуты). Но иногда условия освещения меняются довольно быстро, и чтобы не запутаться в расчётах, советую воспользоваться простым калькулятором или ещё лучше – специальным телефонным приложением NDCalc для Android / IOS.
Совет 5: Выбирайте подходящие условия съёмки. Для работы на длинных выдержках идеальными считаются условия, когда на небе присутствуют пятнистые облака и дует сильный ветер. Ведь именно облака и ветер привносят в кадр движение. Что касается времени суток, то я предпочитаю снимать во время восхода или заката. Когда солнце расположено на небе низко, увеличивается контраст в облаках, и в результате получаются достаточно интересные снимки с красивыми эффектами слегка размытых полос.
Восход солнца над плитами известняка (ISO160, f/13, 50 s)
Совет 6: Во время съёмки на сверхдлинных выдержках даже при низких показателях светочувствительности ISO могут появиться шумы в виде горячих пикселей. Вы вряд ли их заметите при просмотре результатов съёмки на ЖК-дисплее фотокамеры, но при более детальном изучении этих же снимков на 100% мониторе вашего компьютера, вы найдете множество ярко-красных / зеленных / синих точек. Так как они располагаются хаотично и видны в основном на тёмных участках изображения, попробуйте сделать один снимок с закрытым объективом и тогда на чёрном фоне вы увидите, где находятся все эти точки. Горячие пиксели одинаковы на всех снимках, это почти как отпечатки пальцев сенсора вашей камеры, и избавиться от них можно только во время пост-обработки изображения на компьютере.
Совет 7: Некоторые фильтры могут оставлять различные цветовые оттенки на конечном изображении. Это является отличным поводом для сохранения снимков в формате RAW, так как в процессе пост-обработки можно будет исправить цветовые оттенки. Иногда, особенно на длинных выдержках, без обработки просто не обойтись, а в некоторых случаях, самым лучшим решением является и вовсе преобразование цветного снимка в чёрно-белый.
Совет 8: Не снимайте на длинных выдержках, если для этого нет подходящих условий. Скорее всего, вы будете разочарованы конечным результатом, в виду того, что на него пришлось потратить так много дополнительного времени и усилий. Используйте съёмку на длинной выдержке только там, где она уместна.
В заключение …
В этой статье я затронул лишь несколько основных проблем, с которыми вы можете столкнуться при съёмке на длинных выдержках с использованием ND-фильтров высокой плотности. Очень надеюсь, что мои советы вам пригодятся, и вы сможете применить или адаптировать их к вашей собственной схеме работы. По моему мнению, съёмка на длинных выдержках часто требует более тщательного планирования, обдумывания и пост-обработки по сравнению с другими видами съёмки. Однако, результаты могут быть просто захватывающими и довольно часто стоят затраченных усилий…
Автор Darlene Hildebrandt