Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Неоднозначный взгляд на телеконвертеры

Каждого фотографа рано или поздно посещают мысли о приобретении объектива с большим фокусным расстоянием, чем у него есть на данный момент. И, так как каждому человеку свойственно желание иметь лучшее, в скором времени, даже имея 70-200-мм объектив, вы захотите добавить к своему арсеналу 500 или даже 600 миллиметровый.

Если вы ищете доступный вариант увеличения фокусного расстояния объектива, то стоит внимательнее присмотреться к таким оптическим насадкам, как телеконвертеры. Они не только дешевле, но значительно легче и компактнее многих громоздких и тяжёлых объективов. Главное их преимущество состоит в том, что они увеличивают возможности объективов, которые уже имеются у вас в наличии. Тем не менее, и им присущи некоторые недостатки. Как правило, использование телеконвертера означает потерю резкости, особенно по краям изображения, снижение светосилы объектива и размытие от даже незначительного дрожания камеры.

 

Общие сведения

Телеконвертер, или как его часто называют экстендер, это оптическая насадка, которая устанавливается между объективом и корпусом камеры и используется для увеличения фокусного расстояния объектива. Чаще всего встречается два вида конвертеров, с кратностью 1.4х и кратностью 2х. Из-за внешней схожести телеконвертеры очень часто путают с удлинительными кольцами. В отличие от первых, удлинительные кольца полые и не содержат внутри никакой оптики. Их единственное назначение – увеличивать расстояние между самой камерой и объективом. Кольца в основном используют для более близкой фокусировки при макросъёмке.

 

 

Каковы плюсы?

Вполне очевидно, что самым большим плюсом в использовании телеконвертера является сам факт его способности увеличивать фокусное расстояние в 1,4 раза, 2 или даже в 3 раза. Применяя 1.4x-кратный конвертер вместе с 200 мм объективом, вы получаете новый максимальный показатель в 280 мм. Это на 40% больше, чем у вас было до этого. А 400-мм объектив с 2x-кратным телеконвертером даст вам 800 мм фокусного расстояния. Чтобы получить это число, нужно умножить фокусное расстояние объектива на коэффициент увеличения телеконвертера (400 × 2 = 800).

Увеличение фокусного расстояния позволяет делать такие снимки, которые иначе были бы невозможны по причине слишком большого расстояния до объекта съёмки. Так, фотографы, снимающие дикую природу, получают невероятные фото животных в их естественной среде обитания, только находясь на приличном удалении от них. Многие птицы и звери слишком пугливы или опасны, сфотографировать их с близкого расстояния часто не представляется возможным. Но, увеличивая фокусное расстояние, фотоохотник может отдалиться от пугливого объекта на приличную дистанцию и при этом не потерять в увеличении. Спортивным же фотографам это дает возможность запечатлеть во всех подробностях невероятный момент победы, даже если они находятся на другой стороне стадиона или стоят в стороне на безопасной дистанции.

 

 

Путешествие это определенно тот случай, когда телеконвертер будет как нельзя кстати. Если вы будете таскать с собой ещё один объектив, который может быть достаточно длинным и громоздким, то это не только доставит вам массу неудобств, но и в какой-то мере может ограничить ваши движения при съёмке. А лёгкий и компактный телеконвертер идеально подходит для быстрого перемещения из одного места в другое, не создавая при этом ощущения перегруженности оборудованием.

 

 

Ещё одним плюсом является то, что покупка телеконвертера потребует гораздо меньших инвестиций по сравнению с расходами на приобретение ещё одного длиннофокусного объектива. Телеконвертер является незаменимой вещью, особенно, если дело доходит до съёмки движущихся предметов, спортивных событий или фотоохоты, в общем, когда нет никакой возможности физически подобраться ближе к объекту съёмки.

Иногда наличие или отсутствие телеконвертера в значительной мере может повлиять на то, сможете ли вы снять удивительный кадр или нет. Если для вас вопрос резкости не так важен, как сам факт получения того или иного снимка, то несомненно телеконвертер это идеальный и вполне доступный способ увеличения фокусного расстояния вашей камеры.

 

 

Каковы минусы?

Любой телеконвертер, вне зависимости от его цены, будет оказывать определённое влияние на качество снимков. Увеличивая изображение, он способен не только усилить эффект всех ваших ошибок, но также подчеркнуть оптические аберрации применяемого объектива.

Первым недостатком использования телеконвертера является то, что он ограничивает количество света, попадающего в камеру. Это означает, что 1,4х-кратный конвертер уменьшает светосилу на одну ступень, а при использовании 2x-кратного телеконвертера происходит падение светосилы на две ступени. Это может наложить некоторые ограничения при ведении фотосъёмки в условиях низкой освещённости. Если света недостаточно, то следует использовать штатив и, вероятно, более медленную скорость затвора. Тем не менее, если света будет достаточно, например, в солнечный день, то, скорее всего, вы не ощутите никаких ограничений. Поскольку максимальная диафрагма объектива будет изменяться, вам нужно подобрать телеконвертер, который подходил бы для данного объектива. Например, лучше использовать 1.4x-кратный телеконвертер вместе с объективами f/4, а 2х-кратный телеконвертер с объективами f/2.8.

Всякий раз, при увеличении фокусного расстояния, вы будете получать ещё большее дрожание камеры. Но используя штатив и увеличив скорость затвора, имея при этом хорошее освещение и устойчивое положение, вполне реально добиться относительно чёткого изображения. Кроме того, чтобы полностью исключить любое дрожание камеры, установленной на штатив, необходимо выключить стабилизатор на объективе.

Также следует отметить, что телеконвертеры влияют еще и на работу автофокуса. На некоторых фотокамерах автофокус вовсе может не работать и придётся наводиться на объект вручную. Если даже вы никогда не пользовались ручной настройкой, то немного попрактиковавшись, вы быстро освоите это нехитрое дело. Ручная фокусировка позволяет лучше контролировать ход съёмки, и, как правило, в итоге вы получите именно те снимки, которые желаете.

 

В зависимости от объектива 

 

 

Каждый объектив будет по-разному «реагировать» на партнерство с телеконвертером. Качество изображения будет отличаться в зависимости от того, что вы используете: супер-телефото объектив, среднедиапазонный зум или широкоугольный объектив. С длиннофокусным объективом вы сможете достичь самого высокого качества изображения − особенно, если это телеобъектив премьер. Например, если вы установите 1.4x-кратный телеконвертер на 500мм объектив, то он вряд ли повлияет на качество снимков, в то время как, при добавлении того же телеконвертера к 100-400мм объективу, вы сможете получить только изображения среднего качества. Что касается объективов типа 24-70 f/2.8 зум, то телеконвертер, скорее всего, негативно повлияет на итоговую картинку.

Если ваш объектив высокого качества, то и телеконвертер должен ему соответствовать. В противном же случае потеря качества изображения вам гарантирована. Мой совет: не экономьте на телеконвертере! В конце концов, даже самый лучший телеконвертер намного дешевле, чем супер-телефото объектив.

При выборе телеконвертера обязательно стоит проверить совместимость телеконвертера с объективом, так как не вся оптика будет работать в паре. Обычно каждая фирма-производитель указывает в перечне совместимых только модели своих объективов.

На снимке ниже приведен хороший пример того, какого качества можно добиться, используя телеконвертер с супер-телефото объективом.

 

 

Снимок ниже был выполнен с использованием 100 мм  макро объектива и 2х-кратного телеконвертера. Хотя и присутствует небольшая потеря резкости, но, в принципе, с телеконвертером вполне реально добиться потрясающих изображений.

 

 

Тестирование экстендер 1.4x

Взглянув на следующие фотографии, вы увидите разницу между снимками, выполненными с использованием экстендера и без него. Эти фотографии были сделаны камерой Canon 5D MkII с объективом Canon EF f/2.8  70-200мм. При съёмке использовался 1.4x-кратный экстендер Canon EF. значения ISO для всех изображений составляют 1000.

 

70-200мм  при 200мм, f/3.5


 

70-200мм при 200мм с 1.4x-кратным экстендером (280мм),
f/4.0

 

Теперь давайте сравним резкость этих изображения:
 

Обратите внимание, что изображения, снятые с помощью экстендера, немного мягче. Если вы можете достичь такого же качества съёмки, не пользуясь экстендером, я бы рекомендовал поступать именно так. В этом случае вы сможете избежать потери чёткости. Помните, что многое также зависит и от объектива, который вы будете использовать при съёмке.

Кроме того, вы, наверное, заметили, что изображение, снятое с экстендером намного темнее. Этот снимок прекрасно показывает, как при использовании 1,4x-кратного конвертера, уменьшается светосила объектива и мы лишаемся одной ступени. Конечно же, всё это можно поправить, изменив необходимые настройки.

 

Увеличение изображения

Телеконвертеры увеличивают изображение, охватывая центральную часть сенсора камеры. Но при этом, свет, который проходит через телеконвертер, теряется.

 

Заключение

Если для вас принципиально важно высококачественное изображение на расстоянии, то мой вам совет: отдайте своё предпочтение длиннофокусному объективу, так как с ним, в отличие от конвертера  изображение будет более чётким и контрастным. Тем не менее, не стоит отказываться и от конвертера. Он занимает минимум места в вашей сумке, а пользы от него будет достаточно много. Так, он способен превратить 50мм объектив в 100-, 200-, или даже в 400-миллимитровый. А если добавить сюда ещё и кратность кропа в 1,6-2 раза, то можно получить достаточно хороший диапазон фокусных расстояний при сравнительно небольших затратах. В конце концов, ваш выбор должен зависеть от того, где вы будете использовать ваши снимки. Будут ли они  только для интернета? Или же вы собираетесь печатать их в большом размере?

 

Автор Antoinette Seaman

 

Похожие записи
Неоднозначный взгляд на телеконвертеры: 6 комментариев
  1. Valentina

    Очень познавательная статья… Спасибо

  2. Лакшми_д

    «отдайте своё предпочтение длиннофокусному объективу, так как с ним, в отличие от конвертера изображение будет более чётким и контрастным.»
    Вот уж категорически несогласен!
    1_Таскать с собой неимоверных размеров апохромат согласится только помешаный на тренировках культурист.
    2_модельный ряд зеркально-менисковых стёкол
    , неговоря уже о стёклах со смещённым вторичным зеркалом до безобразия мал! Можно сказать, что сама возможность построения подобных систем просто обозначена производителями. Из известных мне фирм только Самьянг делает сверхдальнобойные зеркала, укладывая их габариты и цену в приемлемые рамки!
    3_ В криво-сами-знаете-каких руках шумит, мылит и темнит даже монстр вроде марка-2_3… Если вам «не в лом» включить бортовой шумодав и чутка приподнять ИСО — благо в М_3 есть куда поднимать! — то трёхкратная потеря светосилы вам непомеха… Особенно если вы при этом умеете работать руками и не превращаете автофокусировку в нечто богоподобное… Впрочем, ночью вам потребуется мощная лазерная указка для наведения на цель… Такие есть в сети, но цена…

    Кстати! А на какое оборудование и с какими настройками выполнено фото Луны? Этот кадр — как есть? Извините — НЕВЕРЮ!!! Я изучал оптику очень углублённо и точно могу сказать, что без хорошего телескопа с зеркалом от 200мм и ФР 1600мм такую детализацию получить НЕРЕАЛЬНО! Плюс — стоять всё это должно в горах — эдак на паре тысяч метров над уровнем моря!… Так что как гипертрофированая иллюстрация это пойдёт. Но выдавать ЭТО за фото сделаное на 200мм ФР при светосиле 3,5…
    НЕ-ВЕ-РЮ!!!

    • Soohar

      Хорошо, что вы поделились своим опытом с другими.
      Последнее фото сделано при помощи 500 mm объектива в связке с 1.4x экстендером. Фотограф Todd Ryburn. С его портфолио можете ознакомиться здесь: http://www.flickr.com/photos/tryburn/3669896149/.

      • Лакшми_д

        Обязательно изучу его работы. пока скажу одно — у него явно была в распоряжении экваториальная монтировка с часовым механизмом. выдержка тут явно неукладывается в «правило 600» Ну и снято конечно не в городе…
        Кстати о фотографах…
        А что скажете о таком товарище, как «ТОНИ ВОРОБИЕК»? сУДЯ ПО ТОЙ КНИГЕ, КОТОРАЯ ЛЕЖИТ СЕЙЧАС СПРАВА ОТ МЕНЯ — … Ничего хорошего сказать немогу. будет нескромно, но я бы написал лучше! 550рэ ЗА «ПУСТОТУ В ПУСТОТЕ». Ни на один мой вопрос по ночной фотографии это «руководство» неответило. Более того — он похоже вообще ночью незанимается! Его период — сумерки. Но даже там он снимая в РАВе постоянно лезет во всевозможные корректоры вроде ФШ и ЛР!
        Блин… мне бы его технику… Хотя профи не тот у кого тушка круче, а тот, кто от этой тушки может получить интересные кадры! Какой же я старый всётаки…

        • Soohar

          Его книгу не читал, поэтому ничего сказать не могу (но в ближайшее время ознакомлюсь). А может быть Вы не смогли найти для себя что-то полезное потому, что уже владеете всеми теоретическими знаниями и теперь необходимо много практиковаться? — ведь знания без практики и результата ничего не значат.

        • Александр

          Не многим худшего качества фото луны получал с Nikon d800e + 70-200 2.8 + 2x конвертер. Из Москвы. Разрешение матрицы тоже не стоит списывать со счетов. Естественно если у Вас матрица на 5 мегапикселей, то Вам нужны объективы совсем другого класса. Для кадрирования-то запаса не остается…. И на самом деле — лучше практика, нежели словоблудство.
          А главное — читайте что люди пишут — «Если для вас принципиально ВАЖНО высококачественное изображение на расстоянии, то мой вам совет: отдайте своё предпочтение длиннофокусному объективу, так как с ним, в отличие от конвертера изображение будет более чётким и контрастным.» Так что если Вы не можете себе это позволить и не хочется таскать оптику — Вам оно и НЕ НАДО!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

home