Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Диафрагма

В этом уроке по фотографии речь пойдет о диафрагме фотоаппарата. Диафрагма контролирует  количество света, попадающего на пленку или матрицу. Она изменяет величину глубины резкости. Диапазон расстояний от фотоаппарата, в пределах которых объекты все еще находятся в фокусе, называется глубиной резкости. Глубина резкости зависит от фокусного расстояния объектива и от величины диафрагмы.

Представьте, что вы снимаете объект с расстояния 3 метра. Если на фотоаппарате установлен штатный объектив и максимальная диафрагма f/1,8, то расстояние перед объектом и позади него, на котором остальные предметы будут резкими, очень небольшое. Если вы прикроете диафрагму до величины, например f/8, тогда глубина резкости увеличится и еще большая область впереди и позади объекта будет видна отчетливо. Установив предельно малую величину f/22, вы увидите, что в фокусе будет почти весь задний план.

Что бы использовать предельно большую глубину резкости , необходимо использовать малую диафрагму. Но при этом через нее проходит меньше света. Поэтому время экспозиции(выдержки) придется увеличить. Так, если экспозиция с диафрагмой f/8 и выдержкой 1/125 с достаточная, то выдержка при диафрагме f/22 должна быть уже 1/25 с (фотоаппарат должен быть установлен на штативе).

У широкоугольного объектива глубина резкости при всех значениях диафрагмы больше чем у штатного. Использование в той же ситуации диафрагмы f/8 широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 28 мм приведет к тому, что будет четко видно больше деталей изображения, чем на снимке, сделанном со штатным объективом.  Это означает, что вы можете поместить объект ближе к фотоаппарату, но задний план будет все еще в фокусе.

У телеобъектива как раз все наоборот. У него глубина резкости меньше даже при малых диафрагмах. Его применяют для специальных видов съемки, особенно при съемке портретов. Например, посадив человека на передний план и установив большую диафрагму, то есть убрав резкость с заднего плана, вы, таким образом, выделяете человека в кадре.  Дополнительное преимущество большой диафрагмы заключается в том, что  для нее используется короткая выдержка. С длиннофокусным объективом, особенно 300 или 400 мм, вы получите резкий снимок, так как камера не будет  так подвержена колебаниям, как с длительной выдержкой.

На зеркальном фотоаппарате вы можете увидеть, какая глубина резкости возможна при данной настройке. В некоторых фотоаппаратах существует функция <AV> «Автоэкспозиция приоритетом диафрагмы». Вы сами устанавливаете, диафрагму, а фотоаппарат  автоматически подстраивает под нее нужную выдержку.

Для фото (1) использовался 28 мм широкоугольный объектив и диафрагма f/2,8. Большая часть кадра находится в фокусе, размыта только самая ближняя часть скамьи и отдаленные объекты. Если прикрыть диафрагму до величины f/8 (2), еще больше деталей снимка станут отчетливо видны, а с диафрагмой f/22 (3) в фокусе уже не только весь передний план, но и фон.

Если На штатном 50 мм выставить диафрагму f/2,8 (4), можно заметить что резкость наведена на меньшей части снимка, по сравнению с (1), где диафрагма та же. При постепенном закрытии диафрагмы, сначала  до f/8 (5), затем до f/22 (6), все больше и больше деталей снимка оказываются резкими, но все же это  несоизмеримо с той глубиной резкости, которую дает широкоугольный объектив.

Разные степени глубины резкости можно проследить на фотографиях, сделанных 200 мм длиннофокусным объективом (телеобъективом). На фото (7) фон и остальные объекты размыты за исключением девушки. Даже при диафрагме f/8 (8), фон размыт. При f/22 (9) в фокусе оказывается  больше деталей, но  не настолько много, как на снимке (3).

Возможно вам так же будет интересен урок: Основы композиции в фотографии

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *