Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

10 способов съёмки портретов с одним источником света

В этой статье, или инструкции, или руководстве, как вам будет угодно,  пойдёт речь о съёмке портретов с использованием только одной вспышки или строб-лампы. Может быть, ваш бюджет не позволяет вам приобрести несколько источников света. Возможно, вам придётся путешествовать налегке и у вас не найдётся места для двух вспышек. Или вы просто захотите поэкспериментировать со светом.

В любом случае, при грамотном применении различных схем и сценариев освещения, вполне реально получить качественные снимки профессионального уровня, имея в наличии только одну единственную вспышку. В данное руководство я включил 10 примеров с подробными и вполне доступными объяснениями, которые можно будет применить в вашей конкретной ситуации.

Рекомендуемое Оборудование

Чтобы применить мои советы на практике, вам потребуется следующее оборудование:

  • Фотоаппарат и объектив. Все портреты, приведенные здесь в качестве примеров, были  сделаны фотоаппаратом Nikon D700 с использованием объективов с фокусным расстоянием  24 мм, 50 мм или 85-мм.
  • Автономная вспышка с ручной регулировкой ( встроенные pop-up-вспышки не подходят).
  • Специальный кабель, или любая беспроводная система, которая позволяет включать вспышку на расстоянии. Я использую «Cactus wireless flash trigger» — беспроводной радио синхронизатор, работающий практически с любой вспышкой, которая имеет тип крепления «горячий башмак».
  • Конвертируемый фото зонт.  Это зонт типа «два в одном», внутри он ‒ белый, а снаружи имеет чёрное покрытие, которое при желании можно снять.
  • Пара штативов или стоек  для крепления  вспышки, зонта или отражателя.
  • Возможно, вам понадобятся различные отражатели и затемнители, хотя в этом руководстве  они не используются.

Снаружи или внутри

В данном руководстве будут рассмотрены две основные техники съёмки. Мы будем работать внутри помещения, используя только вспышку, а также поработаем и снаружи, компенсируя естественный солнечный свет искусственным  светом от вспышки.

В принципе, при съёмке внутри можно использовать свет из окон в качестве дополнительных источников освещения, но в этом уроке мы не будем рассматривать этот вариант. Итак, давайте начнем съёмку на улице, где солнце будет заменять нам вторую вспышку.

Пример 1.  Простой Заполняющий Свет

В первом примере рассмотрим следующие условия. Съёмка ведётся вечером, и солнце освещает модель с левой стороны. Как вы можете видеть на фото ниже, половина её лица находится в тени, при этом свет слишком плоский. Фон перегружен и отвлекает внимание от модели.  Широкий угол обзора выхватывает не только модель в естественном освещении, но и стойку со вспышкой. Вспышка не имеет модификаторов и направлена прямо на объект съёмки.

 

 

Готовый портрет

Для корректного использования вспышки следует подобрать экспозицию для естественного света. Потом, опустите её на одну ступень и  настройте соответственно вспышку. Это поможет  отделить модель от фона, слегка затемнив его, при этом забор остаётся освещённым. Из-за того, что вспышка расположена от объекта относительно далеко, её свет захватывает достаточно широкую область.

Так как солнце по-прежнему освещает модель с одной стороны, вспышку больше направляем ​​на теневую сторону её лица, и таким образом добиваемся того, что лицо модели освещено со всех сторон равномерно. Эта техника съёмки хороша для получения чёткого, легко идентифицируемого изображения. На таком снимке даже самого маленького размера можно без проблем узнать изображённого человека.

 

 

Пример 2. Простая Подсветка По Краям

На фотографии ниже вы можете заметить, что теперь вспышка установлена позади модели. При таком расположении солнце будет выполнять роль основного источника освещения, а вспышка будет подсвечивать кадр по краям. Обычно свет вспышки ярче основного освещения (в нашем случае, солнца), поэтому такая схема постановки света подчёркивает объект по краям. В отличие от предыдущего портрета, экспозицию для естественного света я не понижаю. Но для того, чтобы создать пересветы, я немного  повышаю настройки экспозиции для вспышки.

 

 

Готовый портрет

Особое внимание следует уделить волосам и футболке модели. Их правый дальний край (со стороны зрителя) почти белый. Из-за того, что вспышка позади модели расположена не строго сзади, а немного в стороне,  свет как-бы перетекает через края. Также можно увидеть этот эффект на столбе забора на переднем плане, и самую малость – на лице модели.

 

 

Пример 3. Рассеянное Освещение Рембрандта

При создании своих живописных портретов, Рембрандт использовал именно эту схему освещения. Суть её заключается в том, что источники света располагаются сверху и сбоку от объекта съёмки под углами 45 градусов. Для такого изображения можно добавить и зонт.

Вспышку следует направить в самый центр зонта, и в результате, свет получится мягче и будет охватывать большую площадь, но по этой же причине, он будет не достаточно мощным и ярким, поэтому вспышку нужно расположить гораздо ближе к модели, чем на предыдущих снимках. Как видите, окружающий свет лишь слегка попадает на лицо модели.

 

 

Готовый портрет

Как видите, лицо и тело модели по-прежнему освещаются солнцем с правой стороны, но теперь солнце является не основным источником света. Вспышка заполняет светом все тени, и также выравнивает экспозицию на древесине вокруг модели. Солнце прекрасно освещает волосы модели и придает тёплые оттенки ногам, но при этом мало что делает для её лица.

Что касается экспозиции этого кадра, то сначала я выставляю её по  самым светлым участкам на модели так, чтобы её правая рука и нога были ярко освещены солнцем, а всё остальное ушло в тень. Потом я поворачиваю вспышку до тех пор, пока не достигну желаемой экспозиции.

 

 

Пример 4.  Подсветка Волос

Когда при фотосъёмке мы выбираем в качестве основного источника света солнце, то, как  мы уже говорили ранее, вспышка используется как источник заполняющего света или подсветка по краям. А также её можно использовать и для подсветки волос. Как мы можем видеть на фото внизу, модель расположена напротив солнца и оно светит ей  прямо в лицо. Свет его настолько яркий, что она непроизвольно щурится. Так как цвет её волос темнее, чем цвет лица, то, чтобы выровнять экспозицию на лице и волосах, необходимо направить вспышку именно на её волосы.

 

 

Готовый портрет

Для того чтобы получить желаемое освещение, я убрал чёрное покрытие с наружной части моего конвертируемого зонтика. Таким образом, свет, направленный в зонт, не отражается от его стенок, попадая на модель, а проходит сквозь светлое покрытие и рассеивается по-другому. Как вы можете видеть на готовом портрете внизу, свет от фотовспышки создаёт очень  красивый блеск, попадая на волосы модели:

 

 

Пример 5. Солнечные Очки в Помещении

 В следующих примерах мы рассмотрим несколько сценариев установки единственного источника света внутри помещения. Здесь весь свет будет исходить только от вспышки. И хотя иногда я использую свет из окон, всё же не раз замечал, что он не особо влияет на конечный результат. Вспышка в комнате намного ярче  света, идущего от окна, и полностью его перебивает. На фото внизу мы видим модель, которая по моей просьбе одела солнечные очки и смотрит прямо на такую же световую установку, которой  я пользовался ранее для подсветки волос.

 

 

Готовый портрет

В итоге снимок получился очень похожим на известный портрет рок-звезды, хотя такой цели у меня и не было. В любом случае, отражение зонта создало интересную картинку на стёклах очков, и  при таком освещении все цвета на фото выглядят невероятно яркими.

 

 

Пример 6. Вспышка Сзади, Отражатель Спереди

Сразу хочу уточнить, зонт на этом изображении пустой, и используется здесь в качестве отражателя. На самом деле, любой  самый простой отражатель или даже большой лист белого картона справились бы с этой задачей намного лучше. Свет от вспышки, установленной сзади модели, проходит над её головой, отражается от зонтика и падает на  лицо модели. Идея такой постановки света заключается в том, что в качестве основного источника освещения используется отражённый свет, а также создаётся подсветка по краям заднего фона.

 

 

Готовый портрет

 На итоговом снимке внизу мы видим, что лицо модели мягко освещается отражённым светом, а её волосы ярко подсвечены светом от вспышки, которая находится позади модели. Как мне кажется, волосы  здесь получились уж слишком яркими. Если бы у меня была возможность переснять этот кадр, я бы немного изменил угол съёмки или попросил бы модель слегка наклонить или повернуть голову, чтобы уменьшить или убрать этот пересвет на макушке.

Есть ещё один вариант – опустить вспышку чуть-чуть ниже, чтобы сверху на модель падало не так много света. Сделайте выводы, исходя из моих ошибок, и уделите особое внимание мощности подсветки, которая создаётся вашей вспышкой.

 

 

Пример 7. Драматичное Освещение Сверху

 Это достаточно специализированный приём, и я бы не советовал применять его слишком часто, так как нередко изображения получаются скучными и банальными. Такое драматичное освещение сверху придаёт снимкам некий религиозный оттенок и ощущение полного одиночества.

 На примере внизу видно, что вспышка находится чуть-чуть сбоку от модели и практически нависает над её лицом. Чтобы глаза модели не были в тени, и под носом не появилась неприятная тень, её взгляд должен быть направлен только вверх.

 

 

Готовый портрет

Фон на снимке внизу очень тёмный, и из-за того, что шея модели находится в полной тени, создаётся эффект «летающей головы». Я же решил оставить в кадре часть шеи и таким образом акцентировать внимание на ожерелье модели. Но при использовании этого приёма  совсем не сложно скомпоновать кадр так, чтобы было видно только лицо, а всё остальное было невидимым.
 

 

Пример 8. В стиле «American Apparel»

 Если вы  когда-нибудь видели рекламу магазина одежды «American Apparel» или другие рекламные ролики из мира моды, которым присущи определенные тенденции, значит, вы видели снимки с использованием именно этой техники.

На фото ниже вы видите, что модель стоит возле стены, вспышка расположена в зонте, я же нахожусь непосредственно под зонтом. Для этого кадра я использовал широкоугольный объектив и, поскольку вспышка расположена очень близко к объекту, я выбрал низкий уровень мощности вспышки.

 

 

Готовый портрет

 То, что получилось в финале, немного трудновато описать. Как видите, кадр получился практически без теней и это в основном благодаря тому, что источник свет, в нашем случае это большой зонт, по размеру крупнее, чем сам объект съёмки, и установлен очень близко. Также стоит обратить внимание и на виньетирование по краю снимка. Общее впечатление, которое слаживается при взгляде на этот кадр ‒ это что-то среднее между полупрофессиональной съёмкой  на «мыльницу» и снимком для полицейского архива.

 

 

Пример 9. Всё Близко

 Эта техника похожа на схему «отражатель спереди, вспышка сзади», но в данном случае вспышка находится прямо за спиной модели, зонтик при этом пустой и его легко можно заменить любым отражателем. Зонт или отражатель установлен не сбоку, а прямо перед объектом съёмки и немного сверху. Как и в прошлом примере, здесь применяется техника непосредственной близости зонта и вспышки. Я вёл съёмку с очень близкого расстояния и использовал 50 мм объектив.

 

 

Готовый портрет

Свет на этом снимке получился очень мягким. Благодаря высокому углу и близкому расположению зонта, отлично освещается не только лицо, но и волосы модели. Из-за того, что вспышка расположена непосредственно за головой модели, образуется красивое свечение по самому краю волос.

 Если модель поставить прямо и рядом со стеной, то такая схема может создать эффект, прямо противоположный «драматичному освещению сверху», так как фон в этом случае получается совершенно белым.

На итоговом снимке можно заметить, что свет на руке модели слишком яркий. Такую проблему можно устранить двумя способами. Первый – изменить положение руки, немного повернув её. Второй способ – убрать руку подальше от источника света.

 

 

Пример 10. На Фоне Стены

 Предположим, у вас нет  ни зонта, ни рефлектора. В такой ситуации в качестве отражателя света можно использовать совершенно белую или окрашенную в пастельные цвета стену. Вспышку отодвигаем немного дальше от модели. Используя только белую стену и один источник света, совсем несложно получить  хороший снимок  отличного качества. Благодаря своей простоте и универсальности данный приём является невероятно популярным и ценится многими фотографами.

 

 

Готовый портрет

 На итоговом снимке мы имеем очень тёмный фон и лицо, которое хорошо и приятно освещено. Поскольку вы можете снять такой портрет практически везде, я хочу предложить вам несколько вариаций этого приёма. Чтобы фон снова стал видимым, увеличьте выдержку до 1-2 секунд, и вы получите портрет в окружении. Если же вы хотите получить равномерно белый фон, переместите объект съёмки в угол комнаты.

 

 

Заключение

Современные студийные стробы с софтбоксами и фото зонтами, а также бесшовные фоны – всё это, конечно же, здорово. Но если у вас нет собственной фото студии, денег или ассистента, чтобы таскать с собой всё это оборудование, то помните, что вы всегда можете создать потрясающие портреты, пользуясь лишь одним источником света и несколькими хитрыми приёмами.

Похожие записи
10 способов съёмки портретов с одним источником света: 4 комментариев
  1. Алексей

    Наглядно! Спасибо за труды…

  2. Александр

    Мне не понравился результат. На всех фото как будто девушке светит прожектор в лицо. На теле появляются заметные резкие тени.

  3. Bogdan

    Ни о чем. Большинство портретов на уровне «вспышка в лицо при съемке мыльницой». Постановка света непродуманная, работы с моделью ноль. Пример №8 — это вообще ужас.

  4. Николай

    начинающим самое то, можно увидеть как все меняется при разном расположении источника света и отражателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *