Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Интерфейс ZBrush 4

В этом уроке вы познакомитесь с интерфейсом ZBrush 4. Весь материал рассчитан на новичков. Вы узнаете о самых важных командах, кнопках и функциях, благодаря которым поймете принципы и логику работы, ведь потенциал программы огромен, а интерфейс поначалу может показаться нелогичным для 3D пакета. После прочтения этого урока вы поймете насколько удобно и логично расположены все панели и меню и незамедлительно сможете приступить к своему первому скульптингу.

Холст

Большую часть программы занимает холст – место, где можно рисовать и создавать 3D модели.  Холст имеет длину (X), высоту (Y) и глубину (Z):

 

 

При первом запуске программы перед вами будет открыта  панель, которая называется Light Box.  Light Box это своего рода проводник, который содержит в себе все модели, кисти, материалы, текструры и тд. В качестве примера для этого урока в Light Box выберите меню Project (Проект) и откройте любой из проектов. Убедитесь так же что режим Edit (Режим редактирования) включен, иначе вы не сможете выбрать и пользоваться инструментами.

Запомните что редактировать объект возможно только в режиме Edit

 

 

Правая панель инструментов

 Справа расположена панель с инструментами, которые позволяют управлять холстом и 3D объектами:

 

 

Самая верхняя кнопка позволяет сделать быстрый просчет сцены. Кнопки Scroll(Перетаскивание) и Zoom (Масштаб) позволяют передвигать и масштабировать документ. Попробуйте увеличить размер документа и вы заметите как персонаж становится пиксельным.

Запомните что кнопка Zoom увеличивает сам холст, а не 3D объект!

 

Две кнопки Actual (исходный размер) и AAHalf (половинный размер) позволяют установить исходный размер и наполовину уменьшенный размер исходного холста.

Кнопка Persp позволяет включать и отключать перспективу.  Благодаря кнопке Flor можно включить отображение  координатной сетки  с осями X,  Y и  Z.

Localпозволяет включить центр вращения в месте последнего прикосновения кистью к модели.  L.Sym  обеспечивает симметрию между subtools.

Три кнопки XYZ, Z и Y позволяют выбрать оси вращения по трем или по одной из осей. Кнопка Frame позволяет отмасштабировать положение холста под 3D модель.

Кнопки Move (Перемещение), Scale (масштабирование) и Rotate (поворот) позволяют перемещать, изменять размер и поворачивать 3D объект на холсте.

Нажатие по кнопке Poly F позволит включить отображение сетки модели. Благодаря кнопке Transp можно сделать неактивные объекты прозрачными, а при помощи Ghost можно включать и отключать подсветку прозрачных объектов.

Solo позволяет скрыть неиспользуемые объекты, а Xpose поможет разложить все объекты друг от друга на некоторое расстояние, что бы вам было удобно все рассмотреть.

 

Левая панель инструментов

 

Слева расположены несколько палитр Brush, Alpha, Texture, Material и Color:

 

 

В разделе Brush можно выбрать тип кисти  для скульптинга. Нажмите по этой кнопке что бы открыть список с огромным количеством разных кистей:

 

 

В палитре Stroke (отпечаток) можно выбрать один из способов рисования кистью по 3D объекту. К примеру отпечаток FreeHand позволяет имитировать настоящую кисть, а Spray будет имитировать распыление из баллончика:

 

 

В палитре Alpha можно выбрать альфа карты. Такие карты используются в качестве трафарета при скульптинге или текстурировании. Через это меню так же можно добавлять и экспортировать альфа карты.

 

 

В палитре Material можно выбрать один из готовых материалов. Работа с материалами в ZBrush это отдельная большая тема, о которой речь пойдет в других уроках. А сейчас просто попробуйте выбрать один из готовых материалов и посмотрите на результат:

 

 

В палитре  Color вы сможете изменить цвет материала или выбрать цвет для кисти.

 

Верхняя панель инструментов

 В верхней части расположена одна из самых полезных панелей с инструментами и ползунками:

 

 

Слева расположены кнопки Projection Master и Light Box.  Projection Master  это плагин включающий в себя инструменты для расширенного текстурирования. Нажатие по кнопке Light Box позволит открыть проводник, с котором вы уже знакомы. Нажав по кнопке Quick Sketch вы сможете перейти в режим рисования 2D  скетча:

 

 

Далее следуют кнопки Edit и Draw, которые отвечают за то, в каком режиме вы хотите работать. Если вам нужно работать над 3D объектом, то следует включать режим Edit, если же вы хотите рисовать на холсте, то необходимо выбрать режим Draw:

 

 

Далее расположены три кнопки Move, Scale и Rotate, которые позволяют передвигать, масштабировать и поворачивать выделенный объект:

 

 

Теперь разберем три кнопки Mrgb, Rgb и M. Rgb это  аббревиатура цветов red (красный) green (зеленый) blue  (синий), а M означает материал. Данные кнопки  отвечают за режим нанесения материала и цвета. Если включить кнопку Mrgb, то вы сможете рисовать материалом и цветом, если включить Rgb, то сможете наносить только цвет, ну и соответственно включив кнопку M вы будете рисовать только материалом. Ползунок Rgb Intensity управляет интенсивностью:

 

Далее расположены  кнопуи  Zadd, Zsub, Zcut. Если включена кнопка Zadd, то при скульптинге  кисть будет выдавливать полигоны. Если включена кнопка Zsub то полигоны будут вдавливаться во внутрь, а если включена кнопка Zcut, то в режиме рисования кисть будет стирать объект. Ползунок Z Intensity управляет  интенсивностью кисти:

 

 
Ползунки Focal Shift и Draw Size отвечают за мягкость и размер кисти:
 

 

Палитры и доки

В ZBrush распространены такие понятия как доки и палитры. Док по принципу напоминает коробку, где размещены инструменты художника. Доки расположены снизу и по бокам от холста. Почти все  инструменты располагаются в доках и называются палитрами.  На рисунке ниже показан пример палитры Tool:

 

Обратите внимание на то, что все палитры по алфавиту расположены в верхней части программы в виде списка:

 

 

Для примера попробуйте выбрать строку Color. Вы заметите как откроется палитра с одноименным названием, где можно выбрать цвет для кисти и объекта:

 

Любую палитру можно добавить в боковой или нижний док. Для этого нужно выбрать палитру и нажать по  округлому значку верхней левой части:

 

 

Вы заметите как палитра Color добавилась в правый док:

 

Что бы показать правый и нижний доки вам нужно нажать по пиктограмме в виде двух стрелок, которые расположены по краям программы:

 

 

После этого появятся доки в которые можно добавлять палитры:

 

На  этом урок по изучению интерфейса ZBrush 4 закончен. Теперь вы поняли как устроен интерфейс, разобрались с доками и палитрами, узнали о инструментах управления холстом. Помимо этого вы поняли что  редактировать модель можно только в режиме Edit и рисовать на холсте в режиме Draw. Узнали о палитрах Brush, Alpha, Texture, Material и Color, благодаря которым можете уже сейчас приступить к первому скульптингу. Практикуйтесь больше, в следующих уроках вы познакомитесь с инструментами еще ближе.

Похожие записи
Интерфейс ZBrush 4: 9 комментариев
  1. Alex

    надеюсь стоит того

  2. ilunga

    в учебнике Эрика Келлера «Введение в ZBrush 4» написано, что Light Box вызывается также и наведением мыши на низ экрана.

    У меня стоит версия 4R3, но сколько я не вожу внизу мышью, никакого намека на открытие Light Box не происходит. Только если щелкать по кнопке вверху.

    • malan

      привет , наверно тебе надо активировать не активные всплывающие окна , такая функция есть во многих редакторах 😉

  3. malan

    АДМИНУ — какбы было замечательно чтоб вы сделали на сайте форум , чтоб небыло километровых цепей-коментариев под уроками

    • Soohar

      Предложение хорошее, думали об этом, но пока еще рано, сайт молодой, как наберется больше аудитории непременно будет.

  4. malan

    где в этом фэйсе создаётся новый документ и как его потом сохранить ???????

    • malan

      как выберать размеры (допустим стандарт А4)? как удалить с поля то что не нужно так чтоб осталось нужное ?

    • Soohar

      Через меню Document. Задаете размеры и нажимаете New document.

      • Soohar

        Все просто, чтобы удалить лишние объекты просто нажмите Ctrl+N

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

home