Сайт о цифровом искусстве. Уроки по 2D 3D графике и фотографии. Работы профессиональных графических дизайнеров и фотографов. Только оригинальные, актуальные статьи и последние новости о CG мире. Добро пожаловать.

Светофильтры для объективов

Несмотря на огромное разнообразие фильтров, присутствующих на современном рынке фотооборудования, в цифровой фотографии прижились лишь некоторые из них: ультрафиолетовые, поляризационные и нейтральные фильтры. Существуют также различные вариации этих фильтров, например, градиентный нейтральный фильтр, но, тем не менее, эти три вида являются основными и наиболее востребованными. В этом уроке мы поговорим о светофильтрах для объективов, а также как и какой светофильтр использовать для каждого отдельного случая фотосъемки. Итак, виды светофильтров:
 

Ультрафиолетовый фильтр (UV Фильтр)

Ультрафиолетовый свет невидимый для человеческого глаза. Но тогда возникает вопрос, зачем нужен УФ фильтр? Дело в том, что камеры улавливают то, что не в силах уловить наши глаза, в том числе и ультрафиолетовый свет. Тот самый ультрафиолет часто проявляется в виде дымки, которую так хочется устранить.

На самом же деле, проблема с дымкой касается только тех, кто снимает на пленочный фотоаппарат, цифровики с этим, как правило, не сталкиваются, так как сенсоры цифровых камер менее чувствительны к ультрафиолету.

Зачем же тогда цифровым фотоаппаратам нужен UV фильтр? Если вы пользуетесь дорогим, профессиональным объективом, то его наружную линзу всегда хочется защитить от мелких царапин, пыли и влаги. Вот именно с целью защиты объектива, как правило, и используют этот тип фильтра. Лично я, никогда не снимаю защитный ультрафиолетовый фильтр со своего объектива. Иногда я бываю достаточно неуклюж, особенно когда сильно увлечен съемкой, и в такие моменты защитный фильтр является гарантией того, что во время случайного удара или падения пострадает именно он, а не мой достаточно дорогой объектив.

Качественные светофильтры не создают никаких шумов и не влияют на качество изображения. Конечно, многие считают, что с этим утверждением можно поспорить, но лично я думаю, что основная причина их недовольства  UV фильтрами заключается в том, что, скорее всего, они имели дело с дешевыми некачественными фильтрами.  Сколько я снимаю, ни разу не замечал, чтобы мой UV фильтр как-то негативно повлиял на качество снимка.

Например, если вы недавно приобрели дорогущий портретный объектив и хотите, чтобы он послужил вам подольше, мой вам совет — защитите его ультрафиолетовым фильтром.
 

Hoya 58mm DMC PRO1 Digital Multi-Coated UV

 

Поляризационный фильтр

Поляризационные фильтры действительно очень эффективны, они уменьшают блики и повышают цветовую насыщенность. Эффект, который создает поляризационный фильтр, невозможно повторить ни в одном фото редакторе, поэтому, лично я считаю, что каждый уважающий себя фотограф, да и все, кто пользуется цифровым зеркальным фотоаппаратом (DSLR), должны обязательно приобрести поляризационный фильтр.

Все поляризационные фильтры делятся на 2 типа: линейные и циркулярные. Линейные традиционно используют в пленочных фотоаппаратах, а циркулярные — в  цифровых. Установив циркулярный поляризационный фильтр на объектив, вы увидите, что вращая его, можно легко добиться исчезновения бликов и отражений от таких поверхностей, как вода или стекло.

При съемке под прямым солнечным светом, изображение на фотографии получается бесцветным и передержанным. Это как смотреть на солнце без солнцезащитных очков. Поляризаторы же помогают направить поток света, который поступает на матрицу, под определенным углом, что и убирает блики на снимке.
 

Hoya 58mm (G SERIES) Circular Polarizer PL CIR Filter

 

Нейтральный светофильтр (ND)

Нейтральные светофильтры в основном используются для уменьшения скорости затвора. Они уменьшают количество света, которое попадает в объектив, поэтому если вы хотите получить правильную экспозицию, выдержка нужна будет длиннее.

Зачем это нужно? Хотите передать движение на снимке, но слишком много света и большая скорость затвора, даже с узкой диафрагмой? Вот в такой ситуации вам и понадобится нейтральный фильтр. Нейтральный светофильтр уменьшит количество света, попадающего на сенсор камеры, что, в свою очередь, увеличит время выдержки и не нарушит экспозицию.

А, может, вам вообще не нужно движение в кадре? Если вы будете снимать пейзаж или другие сцены на очень длинных выдержках, то сможете избежать нежелательного присутствия на переднем плане вашего снимка мимо проходящих людей.

Я настоятельно рекомендую всем, кто увлекается пейзажной съемкой, приобрести хотя бы один такой фильтр. Существуют фильтры с разными значениями, которые показывают насколько сильно тот или иной фильтр способен подавлять освещенность.
 

Hoya 77mm HMC ND8

 

Градиентные нейтральные фильтры

Принцип работы этих фильтров схож с предыдущим, разница заключается в том, что в данном случае затемняется не весь кадр, а только какая-то его часть и в итоге изображение на снимке будет более равномерным и четким.

Например, если вы фотографируете пейзаж с солнцем на заднем плане, то вы непременно столкнетесь с проблемой: небо получается передержанным, а передний план – недоэкспонированным. Вместо того чтобы применять технологию HDR, можно использовать градиентный фильтр, он мягко затемнит небо и при этом оставит передний план без изменений, что приведет к более равномерной экспозиции.
 

Tiffen 72mm Color Graduated Neutral Density 0.6

 

Фильтры для установки баланса белого (для теплого/холодного оттенка)

Эти фильтры, меняя баланс белого, позволяют сделать тона на снимке более теплыми или холодными. В основном, они считаются устаревшими, ведь сейчас на цифровых камерах баланс белого устанавливается автоматически или меняется в ручном режиме легко и просто. Но когда была популярна пленка, их использовали довольно таки часто, поскольку на пленочных фотоаппаратах был установлен только один баланс белого, который невозможно было изменить другим способом.
 

Как выбрать светофильтр для объектива?

Вам нужно качество?  Тогда приготовьтесь за него платить. Я считаю, что инвестировать следует в правильную область своего снаряжения, а объективы и фильтры, это, безусловно, то, куда необходимо вкладывать в первую очередь.

Для начала, выберите хорошую марку фильтров и именно тех производителей, которые специализируются на разработке и выпуске светофильтров или объективов, например  Hoya, а потом, покупайте лучшее, что можете себе позволить. Ведь совсем не логично будет, если вы нацепите на дорогущий объектив дешевенький фильтр.

Перед покупкой нового фильтра проверьте диаметр объектива,  дабы убедиться, что заказываете нужный размер. Китовые объективы, как правило, имеют диаметр 52-58 мм, мой объектив — 72-77 мм, но, помните, что цена фильтра напрямую зависит от диаметра объектива: чем он больше, тем дороже фильтр.
 

Подведем итог

UV фильтр нужен всем, кто дорожит своим объективом. Поляризационный фильтр для тех, кто снимает на открытом воздухе, где много солнца. Ну, а если вы увлекаетесь съемкой пейзажа, тогда ND фильтр вам точно пригодится.

Автор Josh Dunlop. Перевод текста Валентина Педченко.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *